Телефон для справок: +7 (495) 984-89-19
Телефон доверия ЕГЭ:  +7 (495) 104-68-38

(566)
Главная Пресс-центр Новости

Новости

05.11.2015

Глава Рособрнадзора призвал ведущие вузы РФ перейти к реальным шагам по внедрению независимой оценки знаний студентов

   
 

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов считает необходимым перейти к широкомасштабному внедрению в вузах России механизмов независимой оценки качества знаний обучающихся. Об этом он заявил в ходе обсуждения перспектив внедрения независимой оценки качества образовательных программ высшего образования, организованного Ассоциацией ведущих вузов в области экономики и менеджмента. 

«В высшем образовании у нас нет, как в ЕГЭ, некой объективной оценки образовательных достижений студентов. Пора от разговоров, которые давно на эту тему ведутся, перейти к реальным шагам. Ситуация давно перезрела», - заявил Сергей Кравцов. 

Он напомнил, что Рособрнадзор в 2015 году начал эксперимент по независимой оценке знаний студентов вузов, когда экзамены принимают преподаватели, которые не занимались их обучением. «Такая оценка повышает ответственность и мотивацию студентов, устраняет коррупционную составляющую, на ее основе принимаются решения о повышении квалификации педагогов», - отметил глава ведомства. В первом, январском, эксперименте приняли участие шесть вузов, на втором этапе, который прошел в июне 2015 года, число вузов-участников возросло до 29, а в 2016 году эксперимент охватит более 50 вузов. 

По словам руководителя Рособрнадзора, востребованность объективной оценки у вузовского сообщества есть, но в ее внедрении в каждом конкретном вузе большую роль играет позиция ректора. Кроме того, даже если вуз по итогам мониторинга Минобрнауки признан эффективным, это не означает, что все без исключения образовательные программы им реализуются качественно. 

«Мы должны мотивировать вузы на подготовку квалифицированных и востребованных специалистов. И это не сделать только проверками. Нам нужна модель объективной оценки знаний студентов, которая будет влиять на процесс обучения, позволит установить обратную связь, выявить слабые места, будет мотивировать студентов учиться», - заявил Сергей Кравцов. 

В свою очередь, директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев отметил, что инструменты независимой оценки образовательных программ в стране еще только зарождаются. По его словам, на первом этапе можно начать внедрять независимую оценку результатов обучения по программам бакалавриата. Знания студентов необходимо проверять по нескольким базовым предметам после 1,5-2 лет обучения. 

«В большей части образовательных программ бакалавриата можно выделить базовый уровень. Нужно сформировать общие требования к выпускникам по укрупненным группам специальностей. Их можно проверять независимым образом», - сказал Александр Соболев. 

Он добавил, что такая оценка может проводиться Рособрнадзором с использованием фонда оценочных средств, которые предстоит специально разработать для этой цели. Другой вариант – построение системы независимой оценки в рамках портала «Открытое образование», через который можно организовать трансляцию онлайн-курсов по базовым предметам, в первую очередь в регионы, а затем и оценку полученных студентами знаний. 

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов предложил на первом этапе реализовать независимую оценку знаний учащихся бакалавриата по четырем группам специальностей: экономика, юриспруденция, медицина и педагогика. Здесь, по его мнению, вариативность образовательных программ вузов меньше и легче выработать общие требования к базовому набору компетенций, которыми должен овладеть студент. «Нужно, по крайней мере, применительно к этим секторам, говорить о введении нормативных требований, оценивать базовые ключевые навыки. Потом можно распространить эту практику и на другие предметы», - сказал Ярослав Кузьминов. 

Глава Рособрнадзора предложил первоначальную оценку уровня знаний студентов осуществить в рамках мониторинга, аналогичного национальным исследованиям качества образования, которые проводятся в школах. Сергей Кравцов добавил, что необходимо не только реализовать пилотный проект по независимой оценке знаний студентов, но и наметить план ее дальнейшего внедрения. «У нас должна быть дорожная карта примерно на 10 лет, как мы будем двигаться в оценке различных компетенций», - сказал в заключение Сергей Кравцов.

← Вернуться к списку