Телефон для справок: +7 (495) 984-89-19
Телефон доверия ЕГЭ:  +7 (495) 104-68-38

(222)
ENQA ICCS ICILS PIRLS PISA TIMSS Александр Масляков Александр Чубарьян Андреас Шляйхер Андрей Сиденко Анзор Музаев Анне-Берит Кавли биология Валерьян Рохлов Владимир Узун ВПР вузы Вячеслав Битаров Вячеслав Бутусов ГВЭ география ГИА ГИА-9 Евгений Малеванов Евгений Семченко ЕГЭ ЕГЭ-2016 ЕГЭ-2017 ЕГЭ-2018 ЕСОКО Игорь Круглинский Игорь Реморенко изложение Иностранные языки иностранный язык информатика информатика и ИКТ Ирина Кузнецова Ирина Цыбулько Исаак Калина Исмаил Байханов история итория Лемка Измайлова литература Людмила Огородова Максим Соколов Маргарита Русецкая Мария Вербицкая математика Минобрнауки России Музаев НАСДОБР Наталия Наумова НИКО Нина Емузова образование общественный совет обществознание ОВЗ ОГЭ окружающий мир Оксана Решетникова Олег Смолин Ольга Васильева Ольга Голодец опрос Открытый банк заданий ЕГЭ Павел Красноруцкий Паула Корснакова Питер Адамс проверка вузов проверки проверки Рособрнадзора РАО Росаккредагентство РСМ русский язык Сергей Евтеев Сергей Кравцов Сергей Мазаев Сергей Нарышкин Сергей Рукавишников Сергей Собянин Сергей Станченко СКФО Сочинение студенты Татьяна Синюгина Федор Конюхов физика ФИОКО ФИПИ химия Хосе Янгуи Безерра Диниз Шахабас Шахов Шахид Ахмадов Юлия Егорова Юнус-Бек Евкуров Юрий Коков
Главная Пресс-центр СМИ о Рособрнадзоре

СМИ о Рособрнадзоре

31.08.2017

Аргументы и Факты - "Победитель Всемирной олимпиады по химии: лучше ЕГЭ ещё ничего не придумали"

   
 

В этом году школьники ­России собрали рекордный урожай медалей на международных соревнованиях. 

Они привезли с олимпиад 5 золотых медалей по физике, 2 по химии, 2 по биологии и по одной по математике и информатике. Серебряных и бронзовых наград и того больше. 

И потому накануне 1 сентября мы решили поговорить не с министром образования, а с одним из 13 млн наших школьников - победителем Международной олимпиады по химии, выпускником казанского лицея № 131 Русланом Котляровым.

«Химия - это красиво» 

Ольга Любимова, «АиФ»: Руслан, откуда ты такой умный?

Руслан Котляров: Умный, наверное, потому, что у меня мама умная (смеётся), она по образованию математик. Родители с детства со мной много занимались - читать научили, когда ещё трёх лет не было. Мы жили тогда в деревне, я сильно болел, сидел дома и читал всё подряд. В пять лет нашёл какой-то древний учебник химии, прочитал, и мне понравилось. Начал читать ещё и ещё и подсел. 

- Почему именно на химию? 

- Во-первых, это красиво. Причём красота не в самой молекуле, а в процессе её создания. Во-вторых, это спасает жизни. Это можно применить. Например, учёные в 1980-е гг. обнаружили в коре тисового дерева вещество таксол, обладающее на тот момент совершенно новым механизмом противоракового действия. Но поскольку для проведения клинических испытаний пришлось бы вырубить чуть ли не все деревья, придумали выход - почти с нуля получили «скелет» этого лекарства, потом модифицировали. В итоге благодаря химическому синтезу таксол начал спасать жизни. 

Чем больше изучаешь науку, тем больше понимаешь, что природа похожа на большую лабораторию. 
Руслан Котляров 

- Ну хорошо, с химией понятно, а к остальной школьной программе как относишься?  

- Лицей я окончил с золотой медалью. ЕГЭ сдавал досрочно, почти не готовясь. По русскому языку получил 91 балл, по математике - 92. 

- Ректор МГУ Садовничий считает: важно иметь сильное базовое образование - хорошо знать всю школьную программу. А на Западе, наоборот, выступают за раннюю специализацию... 

- Ранняя специализация не помешает и в школе. На Западе подходы отличаются от наших тем, что там более широкие возможности выбора действительно нужных тебе предметов. Мои ровесники, которые учились по британской программе, могли выбрать себе всего 4-5 предметов. Их шокировало, когда я говорил, что у меня 16 предметов в расписании: «Откуда столько?!» Я также не понимаю, зачем в МГУ всех поголовно учат рус­скому языку и культуре речи, без­опасности жизнедеятельно­сти. На Западе такими вещами не занимаются. Хотя не думаю, что там жизнедеятельность без­опаснее. 

Последователь Базарова 

- Разве не должны все люди с высшим образованием хорошо знать русский и литературу? 

- Думаю, для этого достаточно школьной программы. К тому же у каждого предмета развитие: если в 10-11-х классах по физике, химии, математике возникают новые темы, то по русскому языку идёт повторение изученного. 

Мой любимый литературный герой - тургеневский Базаров. Я полностью согласен с его взглядами. Чем больше изучаешь науку, тем больше понимаешь, что природа похожа на большую лабораторию. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Причём в этой мастерской мы открыли ещё не все инструменты. И в ней надо поддерживать порядок. А у нас, к сожалению, многие люди довольно неряшливы. Кстати, художественную литературу я сейчас почти не читаю. Больше нравится научная или научно-популярная. 

- Что лучше: ЕГЭ или обычные экзамены? 

- На мой взгляд, лучше ЕГЭ пока ещё ничего не придумали. Думаю, суть системы школьного образования - научить человека что-то делать хотя бы по шаблону. Творческие люди, а химия тоже наука творческая, потом всё равно протискиваются через шаблоны. К тому же ЕГЭ - не только выпускной экзамен, это экзамен для поступления в вуз. Он смог снизить коррупцию, уравнял возможности выпускников из разных регионов. Можно поступать в любой вуз на любой факультет. 

ЕГЭ - это очень полезная вещь, а вот стандартизация программ и учебников, которая сейчас готовится, - нет. Разнообразие учебников открывает простор для творчест­ва. Позволяет каждой школе подбирать под себя программы, учителю - адаптировать их под конкретного ученика. Я замечал, что в нашем лицее у каждого учителя есть своя любимая последовательность, свой фокус в подаче материала. Скажем, я благодарен учителю физики, который учил нас этой жизненной науке: мол, если вы не можете понять, что происходит в двигателе внутреннего сгорания, на автобусах или машинах родителей вам лучше не ездить. 

В нашей стране много вузов, в которых студенты могут и учиться, и заниматься серьёзными исследованиями. 
Руслан Котляров 

Одинаковые дети  

- Все говорят: на школы и детей денег в стране не хватает. 131-й лицей один из самых престижных в Казани. Наверное, у вас-то все условия созданы?  

- Денег, которые выделяет муниципалитет нашему лицею, конечно же, тоже не хватает. Он вынужден зарабатывать самостоятельно. Иначе школа не смогла бы даже сделать хороший ремонт. 

- На олимпиаде ты видел школьников из разных стран. Они отличаются от твоих ровесников-соотечест­венников?  

- Каких-то особенных отличий, в том числе и в менталитете, я не почувствовал. Разница ощущалась в уровне подготовки. Моим соседом по комнате был парень из Нидерландов, который, кстати, родился в России. Про многие темы, которые я изучал, готовясь к олимпиадам, он говорил: «Нас так не готовят» или «У нас этого вообще нет». А в целом по составу сборных США, Новой Зеландии и многих других англоговорящих стран в последнее время совсем неочевидно, что это сборные именно этих стран. В командах много иммигрантов второго, третьего поколений. 

- Ты собираешься жить и учиться в России или считаешь, что для развития и карьеры надо уезжать в другие страны?  

- Я считаю, прекрасное базовое высшее образование можно получить именно в России. К тому же в нашей стране много вузов, в которых студенты могут и учиться, и заниматься серьёзными исследованиями.  

Нужна большая интеграция и синхронизация предметов. Скажем, вместо физики, химии, биологии была бы единая дисциплина «естественные науки». 
Руслан Котляров 

- Твоё поколение взрослые считают рабами Интернета. Вы умеете дружить в реале? 

- Многие мои знакомые разбросаны по всему миру. Я не могу каждый месяц ездить в Москву. Поэтому приходится общаться с помощью гаджетов. С друзьями, которые живут в Казани, могу чаю попить, поиграть в настольные игры. 

- Как сделать так, чтобы умных выпускников было больше? 

- Нужно больше квалифицированных учителей. Педвузы с этой задачей пока не справляются. Если там очень низкий проходной балл ЕГЭ, наивно полагать, что в эти вузы придут талантливые люди, способные заинтересовать детей. Учителем, на мой взгляд, должен быть человек, который доучился до магистра или защитил кандидатскую. 

Ещё мне кажется, нужна большая интеграция и синхронизация предметов. Скажем, вместо физики, химии, биологии была бы единая дисциплина «естественные науки». Когда есть большая логическая связность, быстрее приходит понимание предмета и любовь.

← Вернуться к списку