Телефон для справок: +7 (495) 984-89-19
Телефон доверия ЕГЭ:  +7 (495) 104-68-38

(230)
ENQA ICCS ICILS PIAAC PIRLS PISA TALIS TIMSS Александр Адамский Александр Жуков Александр Масляков Александр Морозов Александр Чубарьян Андреас Шляйхер Анзор Музаев биология Вадим Потомский Владимир Зернов Владимир Селин Владимир Узун Владимир Филиппов ВПР вузы Вячеслав Бутусов Габриэль де Гроэр ГВЭ география ГИА ГИА-9 Дмитрий Добротин Дмитрий Кобылкин Дмитрий Певцов Евгений Князев ЕГЭ ЕГЭ-2017 ЕГЭ-2018 Игорь Круглинский Игорь Реморенко изложение Иностранные языки иностранный язык информатика и ИКТ Ирина Кузнецова Исаак Калина история итория Лемка Измайлова литература Людмила Вербицкая Максим Дунаевский Максим Соколов Маргарита Русецкая математика Минобрнауки России Михаил Погося ММСО Музаев Наталия Наумова НИКО Нина Емузова ОБЖ образование общественный совет обществознание ОВЗ ОГЭ Оксана Решетникова Олег Смолин Ольга Васильева Ольга Румянцева опрос ОТР ОЭСР Павел Красноруцкий Павел Крашенинников проверка вузов проверки проверки Рособрнадзора Росаккредагентство РСМ русский язык Сергей Кравцов Сергей Мазаев СКФО Сочинение студенты Татьяна Синюгина учителя Федор Конюхов физика ФИОКО ФИПИ ФЦТ химия Шахабас Шахов Шахид Ахмадов Юлия Егорова Юлия Пракопчик Юнус-Бек Евкуров Юрий Коков
Главная Пресс-центр СМИ о Рособрнадзоре

СМИ о Рособрнадзоре

11.09.2017

РИА Новости - "Международные эксперты: учителю полезно ходить на чужие уроки"

   
 

Около 700 педагогов и экспертов в сфере образования из России и зарубежных стран приняли участие в III Международной конференции "Образование с высокими возможностями для каждого: международный опыт, оценка, внедрение", проходившей в рамках форума "Город образования" в Москве. 

Открывая конференцию, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов подчеркнул важность опыта, накопленного в городах мира по эффективному управлению образованием, созданию высокотехнологичных образовательных практик. ''Такой опыт мог бы быть полезным и для поселковых школ России'', – отметил глава ведомства. Настоящий форум, по его словам, ищет ответ на вопрос, важный не только для России: как обеспечить ''равно высокое качество образования каждому школьнику вне зависимости от места проживания, достатка родителей и социального положения''. 

Школьное образование должно быть доступным, качественным. Кроме того, оно призвано предоставлять выпускнику, который показал необходимый объем знаний, ''возможность поступления в учреждения среднего и высшего профессионального образования''. За три года в стране создана единая система оценки качества школьного образования (ЕСОКО). Так, в прошлогодних Всероссийских проверочных работах по трем предметам приняли участие выпускники четвертых классов почти всех 45 тысяч школ. На добровольных началах в них также участвовали пятиклассники в 30 тыс школ. ''Это говорит о востребованности Всероссийских проверочных работ'', – отметил спикер. 

Сергей Кравцов сообщил, что следующим этапом в деятельности Рособрнадзора будет "разработка механизмов помощи школьным директорам''. В качестве примера спикер привел успешно реализуемый в Северо-Кавказском федеральном округе проект ''Я сдам ЕГЭ''. 

Он пояснил, что ''инспекция, контроль и оценка организаций – это не поводы для административных решений, а прежде всего стимулы для их развития''. Со следующего года проверки будут построены по новому принципу. ''Если школа проводит ВПР необъективно, мы ее проверяем. Но не для того, чтобы наказать, а чтобы помочь. А в отношении тех, кто не воспользуется рекомендациями нашей инспекции, уже будем принимать административные решения'', – добавил он.  

Тему ответственности педагогического коллектива за результаты преподавательской деятельности поднял руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина. Контроль качества образования учеников – это прежде всего компетенция самой школы, ее педагогического коллектива, напомнил он. 

И единственный, с его точки зрения, механизм обеспечения такого внутришкольного контроля – ''вертикально и горизонтально интегрированная система взаимной требовательности в коллективе''. ''Мы должны подавать сигнал о том, что школа абсолютно самостоятельна в организации внутришкольной системы контроля качества знаний. А раз самостоятельна, то, значит, и ответственна'', – подчеркнул участник конференции. 

Ведомство, регион должны проверять ''не знания учащихся, а достоверность и эффективность внутришкольной системы контроля''. Он сообщил, что на региональном уровне ''Москва внедряет сегодня именно такую систему перепроверки внутришкольного контроля качества''. Оценивая колебания эффективности школьного научного образования в течение последних десяти лет, директор Департамента образования и профессиональной подготовки Организации экономического сотрудничества и развития Андреас Шляйхер отметил, что она, начиная с 2006 года, не меняется. А в странах ОЭСР, за исключением Португалии и Сингапура, этот показатель даже снизился.  

"За это время в нашей жизни появился смартфон, твиттер, краудфандинг. Однако на работе школ все это не слишком отразилось", – посетовал он.  

Размышляя о том, как меняется школьный процесс "в мире, где Google знает все", эксперт напомнил, что универсум школы – это в любом случае "мир оценок и измерений". "Нам нужно научиться измерять не только достижения детей, но также подходы и ценности, значимые для них и для их будущего", – считает участник форума.  

Выразив тревогу в связи с тем, что школьники "теряют дар воображения и повседневные когнитивные навыки", он предложил задуматься о необходимости поддерживать их в самостоятельном конструировании собственных знаний, а не "в добыче чужих". 

Позитивными отзывами о системе образования России поделилась директор Международной ассоциации оценки образовательных достижений (IEA) Анне-Берит Кавли. 

Исследования IEA сосредоточены на результатах образовательных систем и достижениях учащихся, обычно измеряемых после четвертого и восьмого классов, рассказала она. Среди приоритетных целей ассоциации – установить зазор между тем, что декларируется в официальных документах и тем, чему дети выучиваются по факту. "Мы определяем связь между проектируемым, реализуемым и пройденным учебными планами", – пояснила эксперт. Другая важная задача организации – предоставлять высококачественные данные, позволяющие государствам, в том числе, решать задачу снижения числа "аутсайдеров", неуспевающих школьников. 

Она привела данные, согласно которым "страны-лидеры по качеству образования смогли улучшить результаты группы наименее успевающих ребят". "На карте нас почти не видно. Едва взлетев в аэропорту Сингапура, самолет оказывается в пространстве сопредельного государства. Тем не менее наша страна упорно держит первые места по данным исследований PISA, TIMSS и PIRLS", – констатировал генеральный секретарь Сингапурского профсоюза учителей Майк Тируман. 

Секрет успеха, полагает он, кроется в отношении к учителю. "Когда мы начинаем думать об учителе, давайте представлять себе ограненный алмаз, бриллиант. Его нужно найти, отобрать, отполировать. Мы все это делаем. На каждое место преподавателя у нас претендует от 8 до 10 кандидатов", – отметил он. Педагог – это прежде всего руководитель перемен. Спикер напомнил мысль советского психолога Льва Выготского о том, что "умение учиться – это социальная деятельность". 

Он также обратил внимание на важность обмена опытом между учителями. "Подобно тому как работу коллег-медиков изучают хирурги, наши преподаватели тоже ходят на уроки "в гости" друг к другу, обсуждают их, предоставляют отзывы", – рассказал общественник. 

Совместное взаимообучение профессионалов – это такой же ключ к переменам, как и выстраивание национальной структуры карьерного роста учителя, где есть старший, ведущий педагог и учитель-мастер", – заключил эксперт.

← Вернуться к списку