Телефон для справок: +7 (495) 984-89-19
Телефон доверия ЕГЭ:  +7 (495) 104-68-38

(230)
ENQA ICCS ICILS PIAAC PIRLS PISA TALIS TIMSS Александр Адамский Александр Жуков Александр Масляков Александр Морозов Александр Чубарьян Андреас Шляйхер Анзор Музаев биология Вадим Потомский Владимир Зернов Владимир Селин Владимир Узун Владимир Филиппов ВПР вузы Вячеслав Бутусов Габриэль де Гроэр ГВЭ география ГИА ГИА-9 Дмитрий Добротин Дмитрий Кобылкин Дмитрий Певцов Евгений Князев ЕГЭ ЕГЭ-2017 ЕГЭ-2018 Игорь Круглинский Игорь Реморенко изложение Иностранные языки иностранный язык информатика и ИКТ Ирина Кузнецова Исаак Калина история итория Лемка Измайлова литература Людмила Вербицкая Максим Дунаевский Максим Соколов Маргарита Русецкая математика Минобрнауки России Михаил Погося ММСО Музаев Наталия Наумова НИКО Нина Емузова ОБЖ образование общественный совет обществознание ОВЗ ОГЭ Оксана Решетникова Олег Смолин Ольга Васильева Ольга Румянцева опрос ОТР ОЭСР Павел Красноруцкий Павел Крашенинников проверка вузов проверки проверки Рособрнадзора Росаккредагентство РСМ русский язык Сергей Кравцов Сергей Мазаев СКФО Сочинение студенты Татьяна Синюгина учителя Федор Конюхов физика ФИОКО ФИПИ ФЦТ химия Шахабас Шахов Шахид Ахмадов Юлия Егорова Юлия Пракопчик Юнус-Бек Евкуров Юрий Коков
Главная Пресс-центр СМИ о Рособрнадзоре

СМИ о Рособрнадзоре

14.09.2017

РИА Новости - "Эксперт: каждый третий норвежский ученик покидает школу за год до выпуска"

   
 

В ходе III Международной конференции "Образование с высокими возможностями для каждого: международный опыт, оценка, внедрение", проходившей 7 – 9 сентября в рамках столичного форума "Город образования", корреспондент РИА Новости поговорил с директором Международной ассоциации оценки образовательных достижений (IEA) Анне-Берит Кавли. 

– Анне, расскажите об ассоциации. Для чего она создавалась? 

– Мы представляем собой международное объединение национальных исследовательских институтов, правительственных исследовательских агентств, ученых и аналитиков, работающих над изучением и улучшением качества образования во всем мире. Но важно, что мы не даем советов и не разрабатываем решений. Миссия ассоциации сводится к проведению сравнительных исследований в области результатов обучения и размещению этих данных в открытом доступе.  

– Кто учредил ассоциацию?

– Она была создана в начале 1960-х годов группой европейских ученых во главе с известным шведским педагогом Торстоном Хусеном. Они исследовали результаты обучения в школах своих стран, а затем сравнивали их с достижениями стран-соседей, оперируя гигантскими объемами статистики. Эти люди стояли у истоков современных высококачественных крупномасштабных школьных измерений. 

– Сколько государств уже вступило в "клуб" IEA? 

– В данный момент их число приблизилось к 70. Но возможно в скором будущем оно значительно пополнится. Среди участников ассоциации – большинство стран Европы, Азии, несколько государств Латинской Америки. Плюс США, Канада, Россия. 

– Учредили вас частные лица. А кто финансирует? 

– Сразу хочу уточнить: мы некоммерческая организация, живущая "вскладчину", за счет взносов участников. Схема проста. Каждая страна-член нашей ассоциации вносит относительно небольшую сумму, что-то в районе от 10 до 15 тыс. евро в год, в общий бюджет. Эти деньги направляются на повседневные административные нужды организации. 

Кроме того, дополнительный взнос делают члены IEA, выразившие пожелание участвовать в том или ином конкретном проекте. Международная часть нашей деятельности именно из этих денег и оплачивается. 

Но есть и другой взнос, который производится в случае проведения углубленных фокусных исследований в определенной стране. Эта работа обходится дороже. Организация различных мероприятий, встреч с координаторами, подготовка и распространение отчетных документов, все это требует значительных затрат.

– А какие исследования вызывают наибольший интерес у стран-участников ассоциации? 

– К примеру, мы трижды за последние годы проводили TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) в четвертых и восьмых классах. Сейчас заканчивается очень интересное исследование ICCS – международный срез качества граждановедческого образования 14-летних школьников. Его результаты будут обнародованы 7 ноября. 

Специально для развивающихся стран подготовлен проект LANA, где рассматриваются вопросы грамотности. Его результаты, полагаю, будут чрезвычайно поучительны и любопытны. 

– Обращалась ли Россия в ассоциацию с инициативой о проведении тех или иных исследований на своей территории? 

– Нет, ведь у нас в принципе иной механизм взаимодействия со странами-партнерами. О старте того или иного проекта сообщает сама ассоциация, предлагая темы исследования. После чего государства к нему подключаются. 

– Сенсационное исследование российских социологов в 109 вузах выявило, что большинство учащихся "хотят все получить и ни за что не отвечать". Такая установка в сочетании со страхом перед стихиями рынка вызвали тревогу у наших экспертов. Молодые люди в Норвегии, где вы родились, тоже подвержены болезни потребительства?  

– Не думаю. По крайней мере, по моим ощущениям, они у нас очень амбициозны. Да и согласно национальным социологическим опросам, большинство студентов учатся весьма упорно, глубоко осознавая важность учебных занятий для своей будущей карьеры. Многие подрабатывают, так что к радостям жизни относятся вполне адекватно и трезво. 

– Экзамен, аналогичный нашему ЕГЭ или ОГЭ-9, проводится в Норвегии? 

– Да, наши старшеклассники сдают два обязательных национальных экзамена. Сначала после десятого класса они пишут математику, либо родной язык, либо английский. А затем, после 13-го класса, демонстрируют знания по норвежскому языку или одной из профильных дисциплин – физике, математике, истории. Что конкретно они предпочтут, зависит от специализации. Это их личный выбор. 

Оценки, полученные в ходе испытаний, заносятся в выпускной аттестат. К ним прибавляют текущие оценки по предметам и получают балл, с которым уже можно поступать в университет. 

– А каково соотношение между теми учениками, кто продолжает учиться в "хай мидл скул" и теми, кто уходит на производство после 10 класса? 

– Из так называемого "нижнего среднего" на ступень "верхнего среднего образования" переходят практически все ученики. А если покидают школу, то после 12-го класса. Это, как правило, те, кто выбрал "профессиональный трэк". Их примерно 25-30%. Но уходят и те, кто устал от учебы, по семейным и другим обстоятельствам. 

В то же время многие юноши, обзаведясь реальным жизненным опытом, возвращаются за парту, чтобы завершить курс обучения. Как бы то ни было, но три последних года в школе – это для них не обязательство, а право. 

Международная конференция, посвященная вопросам оценки качества образования, проводится в Москве по инициативе Рособрнадзора в третий раз. Темой первой конференции 2015 года стала "Эволюция оценки качества образования", в ходе нее участники обсудили глобальные тенденции и основные вызовы, стоящие перед мировым сообществом в этой области. 

Вторая конференция, прошедшая в 2016 году, "Использование результатов исследований качества образования – проблемы и перспективы", была посвящена практическим вопросам использования результатов оценки качества образования для развития школ и системы подготовки педагогических кадров. 

Тема третьей международной конференции в сентябре этого года – "Образование с высокими возможностями для каждого: международный опыт, оценка, внедрение". Ее участники поделились своим управленческим опытом в сфере школьного образования и обсудили лучшие практики, позволяющие добиться высоких образовательных результатов, создание современного образовательного пространства. Участие в конференции приняли эксперты из России и 13 зарубежных стран.

← Вернуться к списку